В 1840-х годах молодые ученики Иоганнеса Мюллера дали друг другу торжественную клятву, подписав её собственной кровью. Они поклялись объяснять все явления живой природы исключительно в категориях физики и химии. Среди этих учеников были Карл Людвиг, Герман Гельмгольц, Дюбуа-Реймон, а также Эрнст Брюкке. Будущие корифеи физиологии 19-го века образовали «незримый колледж», вошедший в историю под именем физико-химической школы в физиологии, лидером которой был именно Брюкке.
Брюкке считал, что «жизнь» необходимо изучать и объяснять на основании экспериментальных методов химии и физики. Главным постулатом этой школы был принцип строжайшего детерминизма и подход к изучению организма как энергетической системы. Из этой вполне материалистической идеи и родилась теория психической энергии. Цель её – создать психофизиологию, которая позволила бы сократить разрыв между разумом и телом, а также найти способ физиологического сохранения энергии.
Согласно закона сохранения энергии, когда энергия производится в одной части мозга, запуская мысль или действие, такое же её количество должно утрачиваться в другой части мозга – иначе человеческая душа нарушает законы физики.
Всю энергию, получаемую в качестве питания от организма, по мнению молодых учёных, мозг, преобразует в другие виды, например, тепловую, электрическую или даже психическую. Производство кванта психической энергии эквивалентно кванту любого типа преобразованной энергии.
В это же время в Венском университете обучался студент Зигмунд Фрейд, который воспринял эту новую «динамическую» физиологию. В последующие несколько лет Фрейд утверждал, что и первый, и второй закон термодинамики применимы к психическому процессу, и на основе этой логики постулировал существование психической энергии.
Впоследствии работами самого Фрейда, Юнга и других термин психической энергии выродился и стал синонимом психоанализа.
Однако, Ганс Бергер проникшись этой теорией, воспринял её буквально. И приступил к распутыванию электрической схемы мозга в надежде понять психическую энергию. Доподлинно известно, что примерно тогда же Бергер всерьёз увлёкся идеями магнетизма и телепатии. Он был твёрдо убеждён в их существовании.
Главной темой в научной работе Ганса Бергера был поиск корреляции между объективной мозговой деятельностью и субъективными психическими явлениями.
На протяжении 30 лет Бергер тщательно изучал снабжение мозга метаболической энергией и её преобразование в тепло, электричество и психическую энергию. Другими словами, пытался понять психический феномен. Конечной же целью его исследований было объяснение явления передачи мыслей на расстоянии.
Бергер начал с измерения потоков крови в живой мозг. К счастью для Бергера у него был свой исключительный пациент – молодой рабочий фабрики, у которого после двух операций по удалению пули из головы осталось восьмисантиметровое отверстие в черепе. Молодой человек согласился стать подопытным.
Бергер сделал резиновый колпачок, наполнил его водой и закрепил у отверстия в черепе молодого человека. Он проверил влияние частоты сердцебиения, глубины дыхания, состояния вазомоторных функций, а также изменение позиции головы и тела на степень мозговой пульсации, которая измерялась через отверстие в черепе.
Между тем в качестве альтернативы Бергер обратился к измерению электрического тока в мозге, полагая, что, вычислив всю энергию, производимую мозгом, а затем вычтя энергию, превращённую в электричество и тепло, можно будет рассчитать величину психической энергии.
Для работы Ганс Бергер самостоятельно изобрёл и сконструировал оригинальный прибор и с помощью игольчатых электродов, введённых под кожу черепа, регистрировал суммарную электрическую активность мозга.
Закончились поиски психической энергии, тем, что в 1929 году Бергер создал электроэнцефалограф.